Добро пожаловать в ФА13! Зарегистрируйтесь и станьте менеджером футбольного клуба

Маленькая каталонская ФА-энциклопедия

Введение

Во-первых, почему «маленькая»? Во-вторых, почему «каталонская»? Само собой в ответ «большой советской», но важнее, что предназначена она скорее для новичков, чем для старожилов, посему цель – относительно небольшой объем для первого знакомства с основными игровыми элементами ФА13. Каталонская же ибо взгляд автора поневоле субъективен в виду 13 сезонов, проведенных в ФА-Каталонии. Хотя очень старался быть объективным насколько возможно.

Раз назвались энциклопедией, то материал изложен в виде отдельных фрагментов, посвященных важным игровым моментам и деталям футбольного мира ФА13, кроме одного. Но едва ли не главного: билда – программы для непосредственного управления командой. В прошлом сезоне уже были хорошие статьи с картинками, на какие кнопочки там надо нажимать, да и скоро билд должен немного измениться. Не будем более затягивать, начинаем…

 

Автосостав

Если по каким-либо причинам менеджер вовремя не отправил состав на матч, команда выходит на поле под руководством бездушного автомата. Его отличает стандартная тактика 4-4-2, нормальная жесткость, и иногда удивительный фарт, составляющий автосоставу недобрую славу весьма опасного противника. Хотя наверное тут больше зависит от соперника, обыгрывать авто можно и нужно, у многих это регулярно получается. Автосостав вызывает следующие проблемы: играет без замен, собирает не полные сборы со стадиона в домашних матчах, не обращает внимания на сыгранность игроков и в конечном итоге при 4 автосоставах подряд все может закончиться увольнением менеджера.

Банкротство

Если расходы команды превышают доходы, и в казне становится даже не шаром покати, а еще даже меньше, а именно менее минус одного миллиона, то такой клуб становится банкротом. Момент X наступает четыре раза в году, перед каждым трансфером сезона, и грозит принудительными мерами к неплательщиках для сокращения расходной части бюджета. Если стоимость игроков клуба невелика, то можно обойтись любыми возможными средствами с помощью консультанта по банкротствам, если же клуб претендует на титул серьезного, то и контрмеры будут соответствующие: либо автоматически выставление на продажу самого высокооплачиваемого игрока, либо можно самому продать одного из четырех игроков с большей зарплатой, так чтобы продажа этого игрока и других вывела клуб в плюс.

Билд

Главный пункт управления клубом в ФА13. Программа, в которой составляются все заявки: на матчи, на тренировки, на постройки и приглашение персонала, на продажу и покупку игроков через трансфер. Подробнее про билд стоит почитать в других статьях раздела «Советы новичкам» Газеты ФА13.

Главный тренер

Дорогая игрушка, которая может стать серьезным оружием. Главный тренер обладает квалификацией (КГТ), позволяющей ему съедать нехилую зарплату каждую игровую неделю. При этом на каждый матч он может давать свою установку, которая несколько изменяет расклад реальных сил игроков обеих команд. Есть у него установка прессинг, прибавляющая 2% умноженных на коэффициент участия (КУ, рассчитывается он из квалификации, причем чем больше КГТ, тем медленнее растет КУ) для всех игроков с физической готовностью выше 95. Есть установка персональной опеки, съедающая КУ*4% силы у трех лидеров атаки и средней линии соперника. Есть установки, позволяющие убавить силу соперника при защитной тактике игры, или изменить баланс сил в свою пользу при атакующей. Стоит КГТ очень дорого, имеет смысл его приобретать лишь для команд с высокими целями, но знать про него надо всем, ибо победы над сильными соперниками с КГТ позволяют отнимать у них по 1 баллу. А например, КГТ=10 это уже плюс 2% силы при прессинге.

Доктор

Для поднятия здоровья до уровня 100 у игроков используется квалифицированный эскулап, необычен он тем, что имеет две квалификации – качество лечения и количество игроков, к которым он может применить свои навыки за один раз. Само собой бесполезно использовать доктора с квалификациями типа 0/3, 4/0. Лечение происходит, как и почти все в ФА13, с некоторой вероятностью.

Игрок

Главная боевая единица любого футбольного действа. Игрок в ФА обладает следующими важными характеристиками: национальностью, позицией, возрастом, талантом, опытом, силой, здоровьем и спецвозможностями (СВ). Кроме того, в зависимости от этих характеристик определяется рыночная стоимость игрока и его зарплата.

Думаю, что такое национальность, позиция и возраст особо объяснять не стоит. Про возраст надо только добавить, что критичны в ФА13 две величины: в 27 лет игрок начинает терять силу и скорость движения по полю, в 30 лет игрок может начать терять и здоровье (максимум 100). Здоровье же ограничивает возможность набора игроком физической готовности, что не есть хорошо, ведь скажем при здоровье 95 игрок всегда будет иметь потенциальные потерянные 5% реальной силы, будет бегать медленнее и никогда не получит прибавки от прессинга в установке главного тренера. Что такое талант, опыт, сила и СВ смотрите в соответствующих разделах.

Замены

Замены бывают нескольких типов, во-первых, можно просто банально заменить одного игрока на другого, выставив минуту, при первой же остановке игры после которой замена и произойдет. Можно делать замены более хитрые, по условию по счету. Например хочется ввести в игру дополнительного нападающего в случае, что команда проигрывает по ходу игры, ставите условия от -20 до -1 (если хотите замены при текущем выигрыше, то от 1 до 20, при ничьей от 0 до 0 и т.д.), опять-таки минуту, выставляете новые координаты выходящему игроку на поле, и получается численное усиление атаки. Однако, ему мешают другие нападающие, не освобождают свободную зону? Не беда, их можно передвинуть по полю такими же заменами по условию, указав и для уходящего и для входящего в игру одного и того же игрока, но только изменив координаты. Таких замен может быть сколько угодно в отличие от выхода свежих игроков, которых конечно же всего три. С помощью же изменений позиций и установок игроков в количестве 10 штук можно соответственно вообще полностью изменить начальную тактику игры.

Календарь

Главная особенность календаря это то, что если событие назначено на какое-то число, то все заявки на него нужно отправлять заранее, ибо ровно в полночь их прием заканчивается, а уже в 0.15 начинается генерация. В остальном же стоит упомянуть, что матчи чемпионатов всегда играются в среду и воскресенье (заявки надо отправлять соответственно не позже вторника и субботы!), а матчи кубков и сборных по вторникам и пятницам. По ходу сезона имеют место два трансфера, чемпионаты мира проходят раз в два сезона в июне, а за один календарный год проходит два сезона: январь-июнь и август-декабрь.

Клуб

Клуб объединяет в едином стремлении к звездам (медалям, кубкам и т.д.) менеджера, игроков, которых должно быть от 15 до 25, инфраструктуру (стадион, спортбаза, спортшкола), персонал (главный тренер, тренера по позициям, физрук, психолог, скаут). Также в клубе имеются финансы, при достижении которыми отрицательных значений возможно банкротство. Все это обширное хозяйство можно окинуть взглядом на страничке клуба или в билде.

Существуют разные подходы к формированию клубов: хорошая база и физрук позволяют играть минимумом игроков, длинная скамейка подразумевает игру на несколько фронтов, есть клубы молодые и очень талантливые, есть с игроками в самом расцвете сил, есть с обилием ветеранов. Можно делать ставку на массированную оборону, можно на сильного вратаря, можно на фланги, можно на центр… Вариантов на самом деле масса.

Клубы могут мериться по следующим характеристикам: сила 11 сильнейших игроков, сила 16 сильнейших, средний талант команды, средний возраст команды, суммарная стоимость игроков клуба, развитие инфраструктуры, рейтингом. Однако, надо не забывать, что первые строчки в каком-либо списке это всего лишь заявка на успех, который можно подтвердить только чем-то весомым – высокими местами и трофеями.

Кубок

Кубки стран или чемпионатов-солянок начинаются с 1/32 (там где команд больше 32), с 1/16 (если команд 17-32) или с 1/8 (для чемпионатов с одним дивизионом и 16 командами). В каждой стадии играется два матча: дома и в гостях, так что все могут заработать за счет сборов со стадиона. Только в финале играется один матч, и тут уже за билеты никто не получает денег, на кону только престиж и возможная путевка в Кубок Ассоциации. Финалист же может попасть в Кубок Федераций, если в чемпионате не завоевал право на большее. Жребий всегда слепой, так что возможны самые удивительные пары уже на ранних стадиях, а слабые клубы могут пройти далеко за счет удачной сетки и успешной игры. Большая проблема на первых стадиях кубка – поддержание физической готовности. Очень многие оказываются в физиологической яме.

Менеджер

Собственно руководитель команды, осуществляет полное управление клубом: составы на матч, заявки на постройки, продажи и покупки, пресс-конференции – это все его вотчина. Менеджер может быть удален из ФА за 4 или более автосоставов подряд. Незыблемо правило: один менеджер – один клуб. Если менеджер по каким-то причинам не может некоторое время руководить клубам, существует возможность временного замещения, при котором продаж и покупок игроков, равно как и построек не производится.

Мораль

У игроков есть мораль. Чем она больше, тем лучше, ведь она множителем входит в расчет реальной силы. Так при морали 90 игрок получит на 10% меньше того, что мог бы иметь в идеале. Мораль растет после побед, особенно над соперниками с бóльшим рейтингом. И наоборот после неудач в играх с малорейтинговым соперником мораль сильно падает. Поднимать ее помогают спортбаза и психолог в дни тренировок, так же можно подхлестнуть игроков финансами менеджера. Без всего этого мораль на отметке 100 не держится, желает упасть к 95, что особенно заметно после кубковых игр, когда тренировки не проводятся.

Опыт игрока

Краеугольная характеристика игрока, ставшая еще более важной после нововведений 14-ого сезона. Игрок получает опыт, как и прежде, только выходя на поле, но теперь важно время, которое он проводит на поле, и уже имеющийся опыт. Так при 5 минутах опыта будет в два раза меньше, чем за 90 минут игры. А при опыте 60 игрок получит прибавку на 20% меньше, чем он получил бы при опыте 30. Нужен же опыт затем, что сила игрока никогда не будет больше опыта, каким бы фантастическим талантом он не обладал. Так что молодым талантам надо теперь играть много, посмотрим во что это выльется в ближайшем будущем. Еще опыт дает прибавку в силе капитану и всем игрокам в последние 15 минут игры. Опыта в начале карьеры за один сезон реально набрать 5-6 единиц, дополнительно могут быть очень полезны кубковые матчи и игры сборных.

Пресс-конференции

Не бывает в футболе мелочей, если к нему относиться серьезно, можно даже сказать, профессионально. Пресс-конференции (ПК), данные в день игры, и длиной не менее 100 символов обеспечат дополнительные 3 миллиона фабаксов в финансы клуба только за 30 туров чемпионата. Аналогичная оплата (100 тысяч за каждую ПК) и в кубковых турнирах. Если ПК дана позже или оказалась короче, то оплата будет меньше в два раза.

Рандом

Рандом это такая функция, которая на практике реализует вероятность событий. Скажем, может вам достаться от скаута игрок с вероятностью 1/8. 30 туров прошло, игроков нет. Рандом, однако. Аналогично он может себя вести и в каждом матче. Конечно на большой выборке все сглаживается, закон больших чисел выполняется, но конкретному клубу может повезти, а может и нет. На все воля Рандома J

Реальная сила игрока (РС)

Берем двух игроков, силой 30 и 50. Вы думаете, все так просто, второй сильнее почти в 2 раза? Вот и нет. Если первый играет дома, то это уже плюс 10% при полном стадионе, если мораль у второго 90, а физа 95, то из 50 остается только 43. Если первый обладает достаточной сыгранностью, то ему еще добавляется 12%, итого уже 37. Также влияет на реальную силу и установка главного тренера, причем может повлиять и своя, и чужая. Скажем наш герой с силой 50 еще один из сильнейших в команде, а против него играют персональную опеку с КГТ=50. Еще минус 14%, и получаем в результате 37 на 37. Так что сила конечно хорошо, но без физической готовности, морали, сыгранности, главного тренера от нее может мало, что остаться. И не забываем про домашний бонус.

Рейтинг клуба

Величина, рассчитываемая по результатам игр клуба. Чем рейтинг больше, тем больше денег на вас заработают, когда вы играете гостевые матчи. Изменение рейтинга за 10 матчей, так называемый БУМ, заметно влияет уже на интерес зрителей к вашим домашним поединкам. Еще рейтинг обеспечивает посев в Лиге Чемпионов.

Сила игрока

Основная характеристика игрока. Как ни крути из игруна с силой 20 не сделать суперзвезду, хотя из игрока с силой 90 иногда можно сделать тень на поле. За силу надо платить, зарплаты игроков растут очень заметно при росте силы, особенно после прохождения отметок в 40, а затем примерно в 70 единиц силы. Сила конечно очень важна, но это не панацея, далеко не всегда сильнейший клуб турнира оказывается его победителем. В 27 лет сила начинает падать, она не может быть больше опыта и не может быть больше таланта. Чем ближе к предельному значению таланта, тем медленнее растет сила, совсем зеленый игрок сразу набирает ее вслед за опытом, затем начинаются отставания в 1-2 недели тренировок. Примерно на уровне в 90% таланта сила начинает расти едва ли не раз в полгода. Что оказывает влияние на реальную силу смотрите в соответствующем разделе энциклопедии, кроме того в отдельных элементах игры сила может меняться (увеличиваться) в зависимости от спецвозможностей игрока.

Скаут

Дорогой типчик (24 тысячи в неделю за каждую единицу квалификации, плюс единовременные выплаты за каждого найденного игрока), который иногда, когда на это дает позволение Рандом приводит в команду молодых игроков. С ростом квалификации становится капризным и нервным, часто приводит игроков пачками, причем иногда на совершенно ненужные клубу позиции. Зато когда наконец он вдруг откопает истинный бриллиант, счастью менеджера нет предела. Увы, но такая удача подвертывается далеко не всем. Еще можно выставлять минимальный талант поиска игроков, от 40 до 60, чем больше, тем меньше игроков он будет приводить.

Состав на игру

Главное священное действие в ФА – составление заявки на матч в билде. Здесь и просмотр предыдущих игр соперника, поиск его слабостей, и выбор своего оптимального состава с учетом поддержания сыгранности и физической готовности, и хитрые планы замен по различным условиям, и смена тактики в перерыве, и установка главного тренера, и выбор тактики и стиля игры. Тактик всего три – атака, баланс, защита. Определяют они желание игроков ходить на стандарты и качество их игры в отборе и дриблинге. Стилей больше – англия, фланг, длина, центр, комбина, универ. Об их достоинствах и недостатках можно спорить долго, практически бесконечно. Самые используемые в последнее время – длина и фланг. Также выбирается общекомандная жесткость и определяются индивидуальные установки игрокам: диспетчер, свободный художник (ищет свободное место на поле), держать мяч, прессинг, хождение в атаку на стандартах, опека определенного игрока, точные либо обостряющие пасы.

Спецвозможности (СВ)

Спецвозможностей в ФА13 достаточно, по умолчанию у каждого игрока все они равны 20, дальше их можно тренировать, они могут как расти (снова, большой привет дружище Рандом), так и падать. Есть уровни с которых СВ не уменьшаются: 40, 60, 80 и т.д. При приближении к ним тренировки идут хуже, примерно раза в 3-4, а может и в 5-6. Но заметно хуже J Прибавки к силе при выполнении соответствующего СВ игрового элемента при переходе от 20 к 40, от 40 к 60 разные, чем дальше, тем меньше. Собственно сами СВ: Реакция для вратарей, Техника для вратарей (увеличивает вероятность поймать, а не отбить мяч, для полевых игроков бесполезна!), Физика для всех (меньше падает физическая готовность за матч), игра на Верху (для вратарей) или Головой (для полевых игроков), и СВ только для полевых игроков: Удар, Дриблинг, Пас, Навес, Отбор, Скорость. Значения наверное в целом понятны.

Спортбаза

Исключительно ценное учреждение, позволяющее повысить качество тренировок спецвозможностей игроков, поднять их физическую готовность и мораль после матчей чемпионата. Первый уровень спортбазы стоит 5 миллионов, последующие по 3, максимальный – пятый. Чем спортбаза круче и чем больше на ней занимается игроков (независимо от наличия тренировок считаются все игроки команды), тем быстрее она разрушается. Иметь спортбазу-5 и более 20 игроков могут позволить себе редкие клубы. Впрочем с каждым следующим уровнем прирост отдачи спортбазы уменьшается, не стоит про это забывать.

Спортшкола

В настоящее время исключительно дорогостоящее явление, позволяющее получить за бешеные деньги молодого игрока на нужную позицию. Игрок может получить силу больше, чем «от скаута», что изрядно увеличит отступные за него. И с вероятностью больше 1/2 получится талантом менее 60, если же талант вдруг будет велик, то стоимость выкупа будет сравнима с трансферной ценой, а то и выше. Хотя единицам везет. Иногда. Спортшкола стоит 5 миллионов, каждая заявка на игрока 250 тысяч.

Стадион

Клубу нужны деньги для развития, для выплаты зарплат. Главный источник финансов клуба это стадион. Стадион надо отстраивать сразу из расчета оптимальной посещаемости для клуба, которая зависит от среднего рейтинга команд дивизиона и уровня дивизиона. Чем выше уровень соперников, чем круче дивизион, тем больше имеет смысл иметь стадион. Впрочем, чем дальше его строить, тем оно дороже и ремонтировать тоже, да еще и заполняться он перестает при излишнем объеме, так что стотысячников в ФА не встретишь. Примерные оптимальные уровни (могут сильно колебаться от рейтинга соперников): 3-ий дивизион – 30-35 тысячи, 2-ой дивизион – 33-38 тысяч, первый – 35-40. При участии в интеркубках можно задуматься и о размере немножко за 40.

Сыгранность

Еще один элемент, который претерпит значительные изменения в 14-ом сезоне. Теперь сыгранность будет рассчитывать индивидуально для каждого игрока. Максимальный прирост реальной силы от сыгранности 12%, так что штука она крайне полезная. Теперь ее будет нетрудно набрать играя в 14-17 футболистов, для большего количества, как впрочем и раньше, надо будет крутиться. Сыгранность растет, если игрок выходит на поле, и падает, если сидит на лавочке. Кроме того, теперь она значительно зависит от времени, проведенного на поле.

Талант игрока

Талант определяет максимально возможный потенциал набора силы игрока. При регистрации сила ограничивается 3/4 таланта, при хорошем уровне тренеров может достигать 7/8 таланта, а в отдельных случаях и более 90% от таланта. Но это все имеет место при надлежащем опыте. Во всяком случае, на ЧМ редко встретишь игроков талантом меньше 60, да и основа ведущих клубов обычно имеет средний талант порядка 80, причем уже реализованный в силу. Понятно, что игрок с талантом 100 и имеющий в 26 лет силу в районе 40 – страшный недоросль. На переломе лет (27 – начало старения – возможно падение силы и потери скорости) игрок должен уже реализовывать свой талант, иначе скорее всего, про него можно будет сказать, что он «зарыл свой талант в песок».

Товарищеские матчи

Проходят в основном до начала сезона в количестве примерно 10 штук. В это время отрабатывается новый генератор, а команды приспосабливаются к нему. Хотя игра на физической готовности 90 обычно сильно отличается от того, что затем имеет место в официальных играх. В последние сезоны проводят по несколько игр уже на уровне 100. В товарищеских матчах никакие параметры игроков не изменяются, и даже самые страшные травмы благополучно пройдут сразу после завершения игры.

Трансфер

Единственный способ избавиться от игроков, и основной способ их приобретения. Проходит 4 раза в сезон, дважды до начала матчей чемпионата, дважды по ходу чемпионата. Состоит из нескольких стадий: сначала менеджеры выставляют неугодных игроков на трансфер (минимальная выкупная цена – 90%), затем происходит банкротство, игроки выкупаются в Банк, покидают свои клубы, формируется окончательный трансфер-лист. Из которого уже можно покупать по любой цене, кто больше предложил денег, тот и получил желаемого игрока.

Трансфер вещь не простая, можно и задешево вдруг кого-то урвать, можно и втридорога никого не купить. Однако, в целом все крутится вокруг рыночной цены, определяемой на основе 12 последних трансферов.

Тренировки

Тренировки проводятся 30 раз в сезон, сразу после каждого тура чемпионата, в них производятся следующие действия: тренировка спецвозможностей, набор и потеря силы, поднятие морали и физготовности спортбазой, тренерами и премиями из финансов менеджера. На тренировках бывают травмы, чреватые падением физготовности и здоровья, бывают они весьма регулярно, примерно одна на 100 тренировочных баллов. Объем тренировочных баллов определяется квалификацией главного тренера и набором тренеров по позициям.

Турниры ФА13

Основной вехой каждого сезона ФА13 являются чемпионаты, параллельно с ними проходят кубки стран или чемпионатов-солянок, а также международные кубковые турниры: Лига Чемпионов, Кубок Ассоциации, Кубок Федераций. Также по ходу чемпионатов проводятся отборочные игры сборных к Чемпионату Мира. После каждых двух сезонов, летом, разыгрываются Чемпионат Мира и Юношеский Чемпионат Мира (ЧМ и ЮЧМ), клубы в это время могут участвовать в коммерческих турнирах или в Кубке Большого Льва (КБЛ). До каждого сезона в течение трех-четырех недель проводятся товарищеские игры, из которых тоже можно сделать турниры для поднятия интереса к процессу.

Физическая готовность

Очень важная характеристика игрока. Если она меньше 70, его нельзя тренировать, если меньше 65, нельзя выпускать его на поле, если меньше 96, то он не получит бонус от прессинга в установке главного тренера. Отставание в 5-7 единиц физы от соперника очень сильно осложняет достижение положительного результата в матче. Обычно за игру игрок теряет 9 баллов физы, при быстрой замене 5 баллов, при нескольких нарушениях на нем до 12-14 баллов, при наличии спецвозможности Физика сохраняет дополнительно 1-2 балла. Восстановление физы идет 12 дней после появления на поле, по баллу в день, в первые два дня по 2 балла, до физы 70 у травмированных растет постоянно по 1 баллу. Таким образом, на один фронт (чемпионат) можно играть практически одним составом. Спортбаза и физрук высокого уровня могут дать и 3-4 балла физы на тренировках, а могут и 0. В первом случае, игрок с СВ Ф вполне может играть и дважды в неделю. Чуть меньше теряют физготовность вратари.

Финансы клуба

Главный финансовый инструмент клуба. Основная статья прихода: домашние матчи чемпионата, кубка, иногда интеркубка. Остальные доходные мероприятия: пресс-конференции, призовые (невелики, примерно 80 тысяч за победу в высшем дивизионе), продажа игроков. Основная статья расхода: зарплаты игроков и персонала. Другие расходы идут на покупку игроков, оплату находок скаута, ремонт и постройку стадиона, спортбазы и спортшколы, приглашение персонала. Если текущие доходы от стадиона, призовых и ПК уступают расходам на зарплату, то жди банкротства.

Финансы менеджера

👁️ 3 просмотров 💬 0 комментариев
ФМ начислены ранее
0 👍 0 👎 0

💬 Комментарии (0)

Войдите, чтобы оставить комментарий.

Комментариев пока нет. Будьте первым!